школьница

Когда ребенок входит в школьный возраст, перед родителями встают совсем другие задачи воспитания, чем стояли прежде. Если сравнивать с дошкольным периодом, то наступает качественно новый этап формирования личности. Дети школьного возраста оказываются в совершенно другой среде – происходит резкое увеличение умственной нагрузки, и ограничение физической, меняется социальная роль ребенка и он вынужден осуществлять свою деятельность в рамках нового для него большого коллектива.

Впрочем, серьезные испытания начинаются и для всей семьи, ведь и на родителей ложится совсем другая ответственность. В этой новой жизни школьника на родителей возлагаются обязанности по организации дня ребенка. Часто эту роль берет на себя мама. В самом начале она полностью выстраивает процесс, то есть определяет когда она вместе с малышом будет готовить уроки, когда ребенок сможет отправиться на прогулку или помочь ей по дому, когда у него будет время для своих увлечений и общения с друзьями, ведь это интересно для школьников. Но постепенно мама должна давать ребенку больше самостоятельности, делегируя часть своей ответственности. Во втором-третьем классе ребенок должен делать уроки уже самостоятельно, а родители лишь осуществляют ненавязчивый контроль за процессом. Но свою организующую роль мама должна сохранять на протяжении всей начальной школы.

Важную роль в воспитании играет распорядок дня, чередующий учебную нагрузку и отдых. Но не обязательно все делать строго по часам — разумные подвижки в занятиях еще никому не вредили, а, напротив, идут на пользу, ведь человек не робот. Должна сохраняться только общая последовательность действий, тогда организм ребенка подстраивается под такой ритм деятельности, и день школьника становится легче, благодаря предсказуемости и понятности.

Постепенно школьнику передается и ответственность за какую-то определенную работу в сфере домашнего хозяйства. У ребенка обязательно должны быть какие-то приемлемые для его возраста обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Сначала ребенок выполняет новую работу с мамой, а затем постепенно ответственность за ее выполнение перекладывается на него. Трудовые обязанности по дому имеют огромное значение в домашнем воспитании. Они формируют навыки разумной дисциплины, обучают самоорганизации, тренируют волевую сферу. При этом мальчикам обычно требуется больше самостоятельности, а девочкам – больше заботы о них.

Постепенное увеличение самостоятельности ребенка — важная особенность воспитания школьника. Это позволяет ребенку почувствовать себя в новой социальной роли взрослого или практически взрослого человека. Кроме того, он имеет возможность попрактиковаться в решении поставленных самим собой или внешним значимым окружением задач. Родителям следует с пониманием относиться к этим переменам в личностном развитии ребенка. Он остро нуждается в Вашей постоянной поддержке, понимании и одобрении своей деятельности.

Хорошие родители достаточно гибки и стараются учесть, что их ребенок подрос, что для него сейчас имеют огромное значение его успехи и неудачи в школе. Ведь школьное обучение воспринимается детьми как социально значимая деятельность. Именно поэтому отсутствие понимания и разумного одобрения со стороны родителей может нарушить первоначальный контакт в семье. Но переусердствовать и просто «захваливать» ребенка тоже не стоит.

Не теряет своего значения и физическая нагрузка для ребенка, хотя и не все родители осознают это. Ведь современный пассивный образ жизни горожан лишает школьников жизненно необходимых для растущего организма движения. Поэтому занятия спортом призваны восполнить этот недостаток нагрузки. Физические упражнения значимы не только для здоровья. Они являются важной частью системы воспитания. С их помощью укрепляется волевая сфера, ребенок учится ставить цели перед собой и достигать их, учится преодолевать лень, инертность, усталость. В конечном итоге, правильные физические нагрузки обучают школьника самообладанию и самодисциплине.

Качественное воспитание детей школьного возраста невозможно без определенных знаний по возрастной психологии ребенка. В частности, важно учитывать, что все большее влияние на воспитание личности школьника начинает оказывать не семья, а социум. Это как раз та среда, которая в идеале должна была бы подтверждать базовые установки, усвоенные детьми в семье, укреплять их в сознании школьников. В реальной жизни сегодня так происходит редко. Как правило, школьный социум и в особенности подростки, стремятся противопоставить себя традиционным установкам семейного воспитания. Но не переживайте, конфликтный возраст проходит, и вместе с этим отношения в семье стабилизируются. Одновременно и родители, и подросток неожиданно для себя осознают совершенно четко, что произошли некие качественные перемены во взаимоотношениях.

Особенности воспитания детей в школьном возрасте предусматривает и учет половозрастной специфики поведения в эти годы. Например, замечено, что примерно с 8 лет дети играют главным образом с представителями своего пола. Одновременно происходит игнорирование, а то и наблюдаются элементы враждебного отношения к представителям противоположного пола. Это просто закономерный этап развития. В этот период все девочки для мальчиков становятся ябедами, приставалами и занудами. Девочки же считают всех мальчишек драчунами, задирами и хвастунишками.

Именно в сознании детей школьного возраста формируются такие понятия, как дружба, товарищество. Ближе к подростковому возрасту складываются и элементы восприятия межполовых взаимоотношений. Именно в этот период обычно возникает первая любовь, особенно у девушек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here