logoped

Чтобы ребенок овладел новыми словами, сначала нужно, чтобы они отложились у него в пассивном активе памяти. Это значит, он должен запомнить, что значат эти слова и понимать их, когда слышит от других. Например, он сможет показать по вашей просьбе нужный цвет или нужную фигуру «покажи мне лиловый цвет» или «покажи мне пирамиду».

Затем, когда новые слова осядут у ребенка в головке, нужно ввести эти слова в активный запас ребенка. Например, «назови, какого цвета эта карточка». Ребенок вспоминает слово и использует его, таким образом включая его в свой активный словарный запас.

Причем, делать это надо не раз и не два, а регулярно, чтобы эти слова и правда отложились у ребенка в голове.

Некоторые родители покупают безумно дорогие логопедические книги, чтобы изучать с ребенком новые слова и выражения. Тем не менее, вполне можно обойтись и без специализированной литературы. Мы, родители, в повседневной жизни не используем с ребенком и половины словарного запаса, который содержится в нашей голове. Выудив его из головы во время общения с ребенком, вы сможете значительно пополнить словарный запас своего чада.

children

Игра на знание частей тела.

После того, как вы ввели в пассивный словарный запас ребенка названия некоторых частей тела, предложите ему выполнять ваши команды, которые могут звучать следующим образом:

— Положи руки на талию.

— Дотронься пяткой до колена

— Хлопни ладонью по бедру

— Дотронься языком до подбородка

— Подними плечи наверх

— Обхвати пальцами запястье

— Прикоснись локтями к коленям

— Встань на пятки, а потом встань на цыпочки.

— Покрути шеей

— Прикоснись к вискам и т.д.

Нужно вводить по несколько названий частей тела за один раз, чтобы эту игра-урок не превратилась бы в непосильную зубрежку.  Вот названия, которые вам нужно понемногу задействовать в этой игре:

Брови, лоб, подбородок, щеки, переносица, виски, затылок, темя, плечи, спина, грудь, живот, талия, бедра, голень, стопа, пятка, лодыжка, запястье, ладонь, пальцы, ногти, ресницы, веки, нос, уши, рот, голова, туловище, руки, ноги, спина, шея, поясница.

После того, как ребенок хорошо освоил некоторые слова, попросите его покомандовать вами, чтобы перевести эти слова в его активный запас. Пусть он дает вам примерно такие же команды, которые вы ему показали. Поначалу он будет использовать только хорошо знакомые слова: руки, ноги, голова, живот, глаза, рот… Но поощряйте его использовать новые слова и постепенно он задействует и их.

logoped

Игра на падежные окончания.

Возьмите какую-нибудь книжку с картинками, и глядя на картинку задавайте вопросы, в которых используются разные падежные формы (Кто, что? Кого, чего?  Кому, чему? Кого что? Кем, чем? О ком, о чем?):

-О ком эта сказка?

-Кто живет в домике?

-С кем дружит мышка? И т.д.

Следите за окончаниями в словах ребенка. Если ребенок неправильно произнес слово, поправьте его.

 Игры на предлоги

Возьмите маленькую игрушку, и спрячьте ее так, чтобы ребенок не видел под стол. Потом спросите у ребенка: «А куда же спряталась игрушка? Под стол!» Попросите ребенка найти игрушку. Потом спрячьте игрушку за свою спину. Скажите ребенку, что игрушка за вашей спиной, и попросите ее найти. Цель этой игры – в том, чтобы пополнить пассивный запас ребенка предлогами.

в, без, до, из, на, по, от, перед, при, через, с, за, над, под, из-за, из-под.

Затем помогите ребенку ввести эти слова в активный запас. Спрячьте на глазах у ребенка игрушку. Например, под стол, затем спросите, куда вы спрятали игрушку? Прячьте игрушку в разные места, и попросите ребенка ответить, куда спряталась игрушка.

Также можно поиграть с ребенком в «карту сокровищ». Приготовьте ребенку подарок и куда-нибудь его спрячьте. К этому подарку должны вести подсказки. Например, спрячьте под подушкой ребенка картинку, на которой нарисован его столик. Это значит, ребенок должен подойти к своему столу. Будучи рядом со столом, вы говорите: «под столом». Спрячьте заранее под столом (заклейте туда скотчем) следующую подсказку. Конечно, если ребенок уже умеет читать, можно писать ему такие записки: «под твоим столом» или «на полу, под кроватью» и т.п. Эта игра задействует предлоги и, таким образом, увеличит словарный запас ребенка.

logoped

Говорим о животных

Если у вас есть книжки или картинки с изображением животных, то перед вами открыт целый диапазон занятий с детьми для увеличения его словарного запаса.

Во-первых, учим названия животных. Сначала мы просим показать определенных животных, например, «покажи корову». Потом, показывая карточки, просим самого ребенка назвать животных.

Когда ребенок хорошо владеет названиями животных, можно рассказать о том, какие звуки умеют издавать животные, и как эти звуки называются.

Например,

Лошадь ржет, корова мычит, собака лает/рычит, кошка мяукает, мышка пищит, свинья хрюкает, гусь гогочет, курица кудахчет, петух кукарекает, лягушка квакает, овца, коза блеет, медведь ревет, змея шипит.

К тому же много новых слов дети узнают, если вы им расскажете о семьях животных.

Например,

Кобель + собака = щенок

Кот + кошка = котята

Баран + овца= ягнята

Козел + коза = козлята

Жеребец + кобыла = жеребята

Бык + корова= телята

Хряк + свинья = поросята

Гусь + гусыня = гусята

Селезень + утка = утята

Петух + курица = цыплята

Заяц + зайчиха = зайчата

Также, говоря о животных, можно рассказать о том, какое животное где живет. Или какое животное, что ест. Если у вас есть обучающие карточки или книги о животных – это прекрасная возможность обучить ребенка новым слова из жизни животных.

logoped

 Рассказ по картинкам

Для этой игры понадобятся книжки для малышей с картинками, на которых на каждую страничку был бы большой рисунок и пара предложений текста. Задавайте ребенку наводящие вопросы, которые помогут ему ухватить суть происходящего на картинке. Затем приступайте к следующей картинке и т.д. Чтобы у ребенка получилось составить простенький рассказ.

Если ребенок с легкостью справился с заданием, попросите его в следующий раз рассказать о происходящем на картинках без ваших вопросов.

Также вы можете сделать книжку с картинками сами. Например, на тему: «Чем занимаются детки?»

Если у вас есть старый журнал про детей и родителей, вырежьте оттуда картинки с детьми, желательно с разнообразными занятиями, наклейте на карточки ватмана и, при желании, соедините эти карточки вместе. Попросите ребенка рассказать, что делает ребенок на картинке. Нравится ли ему это делать? Довольный ли он или грустный?  Это позволит ребенку активнее пользоваться своим словарным запасом, переводя пассивное знание слов в активное.

Главное правило пополнения словарного запаса — это регулярные занятия. Также, как и взрослые не смогут овладеть английским языком за одно-два занятия, так и дети, изучая родной язык, делают это постепенно, через регулярные занятия. Посвятите 20 минут своего времени ребенку хотя бы 3-4 раза в неделю, и это поможет ему освоить много новых для него слов, а это, в свою очередь, положительно скажется на его самооценке и способности к общению.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here