ПОДЕЛИТЬСЯ
воспитание

От нового к привычному

В продолжении темы о методах воспитания, которую мы начали рассматривать в прошлой статье, хочется более подробно поговорить о традиционном стиле воспитания; а также о наказаниях, как его неотъемлемой части. На сегодняшний день большинство психологов и педагогов все чаще говорят о недопустимости наказаний при воспитании ребенка, причем речь идет совсем не о телесных наказаниях. Преобладает мнение, что даже такие психологические воздействия как запрет на игру, отказ от общения, лишение права на карманные деньги, просмотр телевизора, посещения друзей и т.д. – являются недопустимыми при воспитании детей. Любое такое воздействие может нести в себе отрицательное влияние и нарушить гармоничное развитие ребёнка. Лучшим воздействием может быть только собственный пример и лично пережитый негативный опыт. Такой подход уже является обязательным во многих европейских странах. Подобные новации в последние несколько лет пытаются внедрить и у нас.

воспитание

Лично я с таким подходом категорически не согласен. В любой из существующих на данный момент общественных моделей главной основой стабильности является система наказаний и ограничений. Оберегая своего малыша от «излишнего травмирования психики», мы фактически его оставляем заложником этой опеки. Кроме того, ваше чадо зачастую будет расти избалованным, без какого-либо намека на моральную ответственность. Я могу согласиться, что есть тип детей, для которых отказ от наказаний будет оправданным, а также единственно верным, но таких детей на самом деле очень немного, и нельзя утверждать, что в целом, только этот путь будет правильным.

Традиционный подход в воспитании ребенка

В нашей культуре традиционное воспитание, как правило, связывают с «Домостроем» – сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Большую критику он заслужил из-за описания довольно жестоких телесных наказаний. Но на самом деле многие цитируемые отрывки никакого отношения к «Домострою» не имеют. Они были вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного произведения. Само слово «наказание» со старославянского переводится как научение, наставление, вразумление. То, что вразумления бывают разные – понимают все, но утверждение, что наказания себя изжили и неприменимы в современном обществе, будет ошибочным.

Если вы что-то запрещаете своему малышу – это наказание. Когда вы говорите ему, что его поведение недопустимо – это наказание. И конечно же, когда вы ему в чем-то отказываете – все это тоже наказание. А крикнуть или не крикнуть, шлепнуть или не шлепнуть – решайте сами, но воспитывать детей нужно, как и применять наказания, хотя розги, понятное дело, сейчас недопустимы.

vospitanie

При любом методе воспитания каждый должен придерживаться заранее определенных принципов. Естественно, что традиционный метод исключением не является. Основные принципы применения наказаний я бы объединил в такие правила:

  1. Ребенок должен понимать за что его наказывают. На самом деле довольно часто этим принципом пренебрегают. Не имеет смысла наказывать малыша если вы не сможете донести до него причину.
  2. Наказание должно быть своевременным. Даже если у вас нет возможности наказать ребенка прямо сейчас, вы должны сообщить ему об этом по возможности сразу же.
  3. Обещание наказать не должно оставаться только обещанием. Если об этом только говорить, то ваш малыш просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
  4. Один проступок, провинность – одно наказание. Важно: нельзя использовать одно наказание для нескольких проступков, а также нельзя применять несколько наказаний за одну провинность.
  5. Одно наказание – одно поощрение. Естественно, не нужно, отчитав вашего ребенка, тут же бежать его жалеть. Но вы должны помнить, что вам нужно найти подходящий повод для поощрения. Ваш малыш должен всегда ощущать, что не смотря ни на что, вы его по прежнему любите.
  6. Наказание должно нести результат. Если ваш подход не действует, значит нужно менять тактику. Бессмысленно повторять снова и снова то, что не работает.

Применение телесных наказаний

Я не являюсь сторонником телесных наказаний. Но в некоторых случаях они могут быть очень эффективны и даже полезны. К примеру, если в какой-то из ситуаций вы потеряли контроль, и ребенок на вас практически не реагирует, то даже легкий шлепок по попе может быстро его вернуть к реальности. Есть множество различных приёмов, которые также могут быть эффективными при правильном их применении. Но как я уже писал ранее, никакой из методов не должен ставиться во главу угла. Когда вы используете физические наказания бездумно, то необходимого результата вы скорее всего не добьётесь. А ведь именно ошибки берутся за основу критики. К примеру, вот некоторые контраргументы противников телесных наказаний:

  1. Причинять боль – это жестоко, к тому же маленький ребенок не может дать сдачи. Он может затаить обиду и никогда этого не простить. Это также порождает в ребенке озлобленность, агрессивность, мстительность.
  2. Телесное наказание не влияет на формирование морали, оно изменяет поведение ребенка только в присутствии того, кто его наказывает. Вместе с тем ребенок как бы получает сигнал, что проблема исчерпана. Это снимает с него чувство вины и не дает правильно осознать свой проступок.
  3. Телесное наказание унижает личность ребенка, ведет к послушанию, основанному на страхе, не даёт развиваться, ломает его волю и превращает в покорную, несамостоятельную личность.
  4. К телесному наказанию прибегают, главным образом от бессилия, от отчаяния, со злости. Когда родительский гнев остывает, ему на смену приходит мучительное раскаяние и острое чувство вины.
  5. Без телесного наказания можно обойтись. В настоящее время разработаны более эффективные подходы к воспитанию.

nakazanie

Если говорить о пунктах 1-3, то подобную критику можно применить практически к любому из существующих подходов в воспитании. Маленькие дети, как правило, очень быстро забывают обиды, тем более, если это касается любящих родителей. Если же говорить о более старших детях, то обида и агрессивность могут быть вызваны и другими подходами. Важно не то, что вы делаете, а какие установки получает ваш малыш. Допустим, если мы говорим, что влияние телесного наказания краткосрочно, то следуя логике – при прогрессивных методиках ребенок должен мучаться, переживая свою проблему, долгое время. Разве это не жестоко? Тоже самое и унизительность этого подхода. Обидеть или унизить можно по-разному, не обязательно для этого ваше чадо «выпороть ремнем» – это можно сделать словом, молчанием, действием или бездействием – и это точно также применимо и для новых методик.

Да, многие родители очень часто наказывают своих детей под горячую руку, а потом об этом сожалеют, но любой спонтанный и необдуманный поступок редко может принести пользу. О чем собственно я не раз говорил.
Конечно же без телесных наказаний можно обойтись. Есть новые, более прогрессивные методики, да и общественное мнение в этом отношении сильно поменялось. Но нельзя заявлять о том, что такой подход не даст должного результата. Поэтому будем помнить, что мы опираемся на научение, наставление, вразумление, будем пользоваться педагогическими принципами, будем применять наказания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here