Дети, которые учатся в музыкальной школе, время от времени думают, что это не приносит им никакой радости и пользы. Когда за окном весна и меньше всего на свете хочется стучать по клавишам. Когда кажется, что занятия не оставляют времени на общение с друзьями. Когда просто ничего не получается. Как помочь ребенку получать радость от ежедневных занятий?

Сбудутся ли ожидания?
Желание, чтобы ребенок посещал музыкальную школу, обычно сначала созревает у родителей. Взрослые видят перспективу, знают о всех плюсах музыкальной грамоты: эти знания обогащают человека в любом возрасте, помогают лучше чувствовать ритм, интонацию, учат слышать и понимать красоту музыки, развивают зрительную память, помогают правильно организовывать время. В своем стремлении дать ребенку все лучшее мы нередко слишком усердствуем. Хорошей считают музыкальную школу, из которой ученики легко поступают в музучилища или в консерваторию. Но при этом не учитывают, что эта система «выбраковывает» не одаренных детей.

Возможно, ваш ребенок будет преодолевать препятствия, брать одну высоту за другой. Но чрезмерная загруженность помешает ему получать наслаждение от музыкальных занятий. Гораздо важнее для начинающего любителя музыки не престиж школы, а размеренная программа. Поэтому прежде, чем записывать ребенка в музыкальную школу, ознакомьтесь с условиями и требованиями. Обычная семилетка в этом плане выигрывает перед ускоренной программой, рассчитанной на пять лет.

 

Если вы не прочите ребенку славу Спивакова или Башмета, посоветуйте выбрать «самодостаточный» инструмент — фортепиано, гитару или аккордеон. На смычковых или духовых инструментах редко играют без сопровождения фортепиано или оркестра — и ребенок будет лишен радости самозабвенного музицирования соло, без аккомпаниатора.

музыкант

Поддержка рядом
Музыкальное образование — дополнительная нагрузка и для вас. Придется водить ребенка в музыкальную школу несколько раз в неделю, просиживать часами у дверей класса. Кроме неизбежного «Уроки сделал?» — проверять и домашние задания по сольфеджио и по специальности. Поддерживать ребенка в минуты отчаяния, когда, кажется, ничего не получается. Слушать один и тот же этюд по тысяче раз. Переживать по поводу зачетов и экзаменов раз в полгода. Следить с замиранием сердца за тем, как маленький музыкант, волнуясь, исполняет пьесу на школьном концерте. И конечно, радоваться вместе с ним его успехам.

Вам предстоит решить серьезную задачу: как стать ребенку единомышленником, не превратиться в контролера. Музыка может стать для вашей семьи радостью и увлечением. Ребенку трудно представить, что однообразные гаммы — начало пути к прекрасным произведениям, виртуозности и удовлетворению от собственного умения. Когда усердие сменяется усталостью, предложите отвлечься — наиграть несложную любимую песню. Детям, особенно маленьким, нужны частые перерывы в занятиях. Пусть эти «рекламные паузы» будут заполнены не просмотром телевизора, а импровизированием знакомой мелодии. Ваша заинтересованность и участие помогут разбудить в ребенке чувство азарта.

Поощряйте интерес к инструменту, даже если ребенок предпочитает исполнение популярных шлягеров домашнему заданию. Возможно, на школьной вечеринке ваша дочь заслужит популярность и уважение одноклассников именно незамысловатым умением исполнить шлягер — и в итоге это пойдет на пользу сонатинам и прелюдиям.

Если ваш ребенок втянулся в занятия и добивается неплохих результатов, не думайте, что ваша родительская миссия в этой области закончена. Поддерживать интерес ребенка к музыке. Ходите вместе в музыкальные театры, на концерты в консерваторию. Чтобы ребенок получил от этого удовольствие, заранее познакомьте его с произведением. Если это балет — вместе прочтите либретто.

Предложите ребенку дополнить вашу домашнюю фонотеку в соответствии с его личными вкусами. Пусть классическая музыка будет чередоваться с эстрадной. Главное — не запрещать, а влиять на формирование вкуса. Если вы будете ставить себе для души кассеты с произведениями Моцарта или Баха, это не останется незамеченным начинающим музыкантом.

Живой интерес
Занятия принесут пользу, если ребенок действительно хочет добиться новых успехов. Вам стоит подумать, что будет стимулом для вашего ребенка. Когда ребенок одолел сложную пьесу, получил хорошую отметку на экзамене — хвалите его. Если вы устроите по этому поводу небольшой праздник — например испечете торт или сходите вместе в кафе, — маленький успех запомнится надолго.

Все дети разные. Одному нравится, когда его успехи фиксируются, — заведите дневник достижений. Другой воодушевится, если побольше узнает про композитора, который написал его пьесу, и ему захочется прочитать биографическую книгу. Третий — артистическая натура, и домашний концерт с участием соседей, бабушек и дедушек заставит его часами просиживать над трудным этюдом. Потребуется ваше заинтересованное участие и вера в силы вашего ребенка, которую он должен чувствовать постоянно.

Найдите свою музыку
Возможно, ни вы, ни ребенок не стремитесь к профессионализму, и сыну или дочери просто хочется научиться музицировать для удовольствия. Тогда стоит подумать о частном педагоге, который будет приходить к вам домой один-два раза в неделю. Не обязательно платить безумные деньги именитым учителям. Многие студенты музыкальных вузов готовы подработать за скромную плату, а среди них попадаются прирожденные педагоги. Иногда юный учитель музыки становится для ребенка другом на всю жизнь.

girl-8

Может быть, вам больше подойдет музыкальная, хоровая студи? Обычно в таких коллективах атмосфера настолько воодушевляющая, что проблемы, как заставить ребенка заниматься, просто не существует. Только будьте готовы шить костюмы для выступлений и собирать родственников на регулярные концерты.

Суждено вашему ребенку стать вторым Рихтером, или он будет благодарным и грамотным слушателем — в конце концов, не самое главное. Важно научиться слышать гармонию и открыть для себя еще один неисчерпаемый источник радости.

 

P.S.

Ребенок отказывается заниматься — не спешите обвинять его в лени и несознательности. Такое нежелание имеет психологические причины. Послушайте его объяснения. Бывает, что самый блестящий педагог не подходит именно вашему ребенку.
C занятий ученик приходит подавленный и расстроенный — присмотритесь к его отношениям с учителем. Сходите на урок или поговорите с преподавателем.
Другой причиной могут быть отношения со сверстниками.Особенно это касается подростков. Подружки беззаботно гуляют, а ваша дочь вынуждена стучать по клавишам ненавистный этюд. Отнеситесь к ее потребностям серьезно. Подумайте вместе над расписанием занятий — его можно перекроить. Предложите приглашать друзей в гости.
Устраивайте домашние концерты, привлеките ребят из музыкальной школы. Пусть у начинающих музыкантов будет возможность выступить перед благодарной аудиторией.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here